Одной из литературных жемчужин Храма является трёхтомник «С Горной Вершины», в котором собраны Послания Учителей. Написаны они особым языком и, естественно, содержат очень глубокие истины. Просто пересказать их невозможно. Поэтому перевод с английского этих текстов под силу только человеку высокодуховному, способному воспринять и передать особый ритм и тональность текста. Такой переводчик нашёлся.
Это Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко,
Её переводы этих Посланий, собранные в выпущенном издательством «Дельфис» сборнике «Храм Человечества», представляют собой произведения неповторимого поэтического звучания, одухотворённые сердцем человека, идущего Высоким Путём.
Отрывки Посланий Учителей, собранных в книге «С Горной Вершины («From the Mountain Top», 1914), и позже вошедшие в самостоятельное издание «Послания Храму» («Temple Message», 1983), состоящее из двух частей – «Красный Фолиант» и «Жёлтый фолиант».
Послания с Горной Вершины из сборника «Храм Человечества»
ВЕСТНИК
В пустыне, добравшись до оазиса, путник не гонит вьючное животное дальше, а торопит его на водопой, чтобы оно утолило нестерпимую, вызывающую бешенство жажду. Так и ты, и я — приостановим животных наших — дадим отдых нашим телам бренным, несущим тяжёлый груз желаний наших. Пусть около цветущего оазиса они обретут чувство умиротворения и отрешатся от тревог мирской суеты. И тогда мы пересечём пустыню тропой, ведущей к Граду Священному, Граду наших устремлений и надежд.
И пойдём к Царю, Кто ждёт часа, когда готовы мы к Нему приблизиться.
Сразу же за пределами благословенного оазиса, дающего отдохновение, нам предстоит столкнуться с другими (помимо желаний. — Ред.) враждебными силами рода человеческого, пока ещё несокрушёнными. То — враги иного порядка: дурные мысли, страх, раздражение, недобрые желания, вожделение, ложь, зависть, жадность, корыстные побуждения, привязанность к существованию. Все эти враги станут преграждать нам путь. Но, будучи единым целым с остальной частью рода людского, мы все вместе должны с боем прокладывать себе дорогу к Граду Небесному.
Пройти такое испытание — задача не из лёгких. В этом сражении нужно или доказать преимущественное право на духовное воскресенье в новом Золотом Веке, или обнаружить всю свою несостоятельность и непригодность к тому, чтобы родиться вновь в Золотом Веке, который должен наступить вслед за этим мрачным, Железным Веком. Следуя наставлениям из Книги Золотых Правил, в поисках истины путники достигли оазиса и черпают живительные силы из Родника, где пребывает Единый, Кто говорит и тебе, и мне: «Добро пожаловать, путник усталый! Утоли жажду, пей воду, сколько душе угодно, приляг здесь, в тени, и послушай Меня.
То, что Я скажу тебе, будет как елей и вино. Если только ты будешь хранить как сокровище слова Мои в своём сердце, они укрепят силы твои в час, когда наступят испытания. По неведению отступился ты от Бога твоего; в неповиновении Закону ты запер на засов врата обители души твоей от Вестников, посылаемых к тебе в любви. А теперь слушай дальше и вникай во всё, что Я буду говорить тебе, ибо Я есть твоё другое "Я".
Когда длинный свиток твоих грехов против Бога — твоего "Я", — против рода людского огромной тяжестью обрушивается на тебя, ты просишь о помиловании, об отпущении грехов, о сострадании к тебе. Но не известно тебе о том, что неповинен ты в тех грехах. Они — лишь следствия тех причин, которые ты сам когда-то очень давно мысленно создал.
Из твоего желания — испытать силу свою, долготерпение и способность к служению — рассудок твой, как из нитей, соткал пронизанную сомнениями и кажущимися обидами ткань, которая как одежды окутывает тебя с головы до ног.
Как бегун во время состязания сбрасывает с себя пропитанную потом одежду, прежде чем броситься в поток, чтобы очистить тело от грязи, так и ты должен сбросить с себя сковывающие тебя одежды и погрузиться в поток божественности твоей. Когда глаза твои увидят Того, Кто есть Един Свят, и ты почувствуешь, что Он идёт к тебе и слух твой улавливает голос Его, ты услышишь, как Он скажет:
"Всем сердцем своим благословляй боль. Она на многое тебе открывает глаза. Благословляй страдание, давшее тебе понимание.
Благодари сердце, когда-то ожесточившееся, но теперь изливающее потоки глубокого сострадания". Преклони колена и пристально вглядывайся в лица спутников. Ты увидишь, как светятся они любовью, новой любовью, рождённой из преображения ненависти и себялюбия, из скорби, которая привела их к покаянию и примирению. Три добродетели: Любовь, Скорбь, Примирение сделали также и тебя тем, что ты есть, вместо того, чем ты был когда-то.
Это даст тебе силу разгадать тайну Изиды, когда жизнь в физическом теле должна для тебя закончиться.
Не ищи признаков зла на лице брата. Разгляди, что скрывается за маской, и, быть может, ты увидишь мученические глаза души, смотрящей на тебя, души, выбивающейся из сил от напряжения, которого требует ожесточённая борьба. Она борется против своих врагов, а следовательно, и против врагов твоих». Сказав эти слова, Вестник простится с тобой и пожелает тебе продолжить путь с миром. У оазиса твоё место освободится для другого, кто жаждет так же, как и ты сам.
ВЫБОР ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ТЫ САМ
Любви достойные, дети Мои!
Умоляю вас, снимите засовы, настежь отворите двери домов своих, где сейчас пребываете в отрешённости и в состоянии полного безразличия. Пусть Мои слова нежности и милосердия получат доступ к сердцам вашим; приготовьте Мне путь: снимите золотые замки с дверей домов своих, широко их распахните. Железной оградой из проржавевших прутьев обнесены дома, а снизу наглухо схвачены низкопробным металлом.
В дом Меня впустите, чтобы вам служить и помочь выдворить силы тьмы из мест сокровенных, где предназначено пребывать лишь силам Света. Нужно изгнать всю нечисть, которой по неведению своему даёте приют; очиститься от духа презрения и изжить из себя склонность к низкопоклонству и лести. Все эти несовершенства порождаемы гордыней вашего интеллекта.
Не опасайтесь Меня, Я не намерен присваивать себе сокровище.
С простёртыми руками взываю к вам в мольбе. Но молчаливое безразличие ваше Моему зову повергает Меня в ужас. Я бессилен прорубить ауру иллюзий земного бытия, в которую вы крепко заключены. Духи нечестивого огня, воды и воздуха пробудились и пришли в ярость. Они получают энергию от жестоких действий человека и начинают разжигать костёр, отделяющий вас от Тех, Кто с радостью был бы готов служить вам даже и тогда, когда вы смиренно несёте свою часть зажжённых головешек к костру и бросаете их туда безвольными руками.
Ваш притуплённый слух начинает улавливать потрескивание костра, отдалённый шум надвигающейся бури.
Иногда то тут, то там огромного размера красная капля падает с низко ползущих туч, и кровавое пятно растекается по земле или насквозь пронизывает чьё-нибудь бедное сердце скорбью жизни. Невоплощённые враги рода человеческого, так долго сдерживаемые, прорвались и сейчас накидываются на новорождённые формы для воплощения слабых неокрепших душ, таким образом завоёвывая себе средства для использования их в крупных конфликтах.
Но вам пока не дано распознать их даже и в том случае, когда именно вы сами обеспечиваете их такими формами для воплощения. Вы слишком захвачены какими-то побочными вопросами, второстепенными задачами, но в силу необходимости эти явления должны занять принадлежащие им места. Когда полностью осознаете вы изначальное развитие сложного процесса, тогда станет ясно, что он следует своему непреложному курсу. Идёт непрестанная война между «праведниками и преступившими закон», между «силами Света и силами тьмы», и тебе надлежит определить своё место в этой битве.
Я — ТВОЯ ДУША
В пространствах, более обширных, чем могут охватить крылья твоего воображения, томительными вечностями непрестанного движения Я — твоя Душа, должна скитаться, ожидая, вечно ожидая, когда пробьёт тот час, когда ты, тело, связанное со мной на протяжении всех минувших веков, сможешь ясными глазами взглянуть в моё лицо и узнать меня такой, какая Я есть, ибо сейчас — увы! — ты живой обман; свет истины далек от тебя, и ты позаимствовал моей силы, дабы возвести этот обман.
Труден для тебя путь, по которому ты ступаешь, ибо сам ты сделал его трудным.
Не думаешь ли ты, что для Меня этот путь более лёгок? А ведь и Мне приходится идти по нему до тех пор, пока не откроются глаза твои и не распознаешь ты, какой покров из плоти ты сотворил и плотно им обернулся, чтобы не вынудили тебя против воли осознать голую правду; ибо ты хорошо знаешь, что, объятому стыдом и ужасом, тебе придётся съёжиться в комок в ту же секунду, лишь только прямо на тебя падёт её чудный свет. Но однажды этот свет обязательно пронижет твои покровы, за которые держишься ты мёртвой хваткой.
И если вынесешь ты его пронзающие лучи, то ещё теснее привяжешь Меня к себе; а если нет, то прогонишь, ничем не связанную и безутешную, вынужденную оставить тебя джиннам, тобою самим же и вызванным.
БОРЬБА НЕПРЕСТАННАЯ
Ах, эта вечная тайна! Жизни тайна, Смерти тайна, Зла тайна! Приоткрыть завесу тайн ваших дано единственно только Любви Неиссякаемой. И только Вера может дать силу, которая устремляет к постижению сути той Любви. Человек извечно пребывает в состоянии войны с самим собой. Но время от времени, когда битва ожесточается так, что рассудок, сознание и физические силы уже на пределе изнеможения, тогда он выбрасывает белый флаг и пытается перевести дух с тем, чтобы заново приступить к сражению. И эта повторяющаяся снова и снова борьба есть совершенно неоспоримая необходимость. Ибо таким путём, путём борьбы именно с самим собой, только и возможно достичь вершины, где обретается сила и выносливость. Ни при каких иных условиях никогда человек не смог бы стать тем, что он есть.
ДОКОЛЕ ТЫ БУДЕШЬ РАБОМ?
Это слово обращено к тем, кто, пребывая в Великом Потоке, позволяет себе быть легкомысленным и тратить силы на ничтожные дела. Жертвы собственных страстей, рабы чувств, жалкие и безвольные, — вы возгордились своим мнимым всемогуществом, внушив себе, что уже многое достигнуто, хотя на самом деле всего лишь только приближаетесь к источнику высшей цели и едва коснулись его; вы стремитесь заполучить все результаты труда целого ряда перерождений, тогда как пока ещё плохо выполнили первое задание; вы пытаетесь усвоить массу всевозможных механических приёмов, якобы способствующих духовному развитию, и в то же самое время не сумели сдержать в себе хотя бы одно отрицательное качество человеческой натуры.
Почему не осознаете, что те первопричины или принципы, на которых основывается жизнь, и есть именно то, что имеет особую значимость, и что в этом заложен стержень жизни? Почему вам непонятно, что страдания, которые вы сами навлекаете на себя, возникают по другим, менее значительным причинам?
Если грехи и заблуждения ваши или грехи и заблуждения ваших братьев дойдут до врат сокровенных сфер, эти врата, возводимые по высшим законам, не преградят вам путь к дальнейшему продвижению, если вы осознали смысл, лежащий в основе принципа напряжённого труда, которым вы полностью пренебрегали когда-то по своему незнанию.
Строгая приверженность к одному основному принципу жизни даст больше результатов, чем приверженность социальным, философским, научным законам внешнего бытия на протяжении всей вашей жизни. Любовь, сострадание являются таким основным принципом жизни.
Если бы этот принцип вошёл в вашу жизнь и стал доминантой, направил бы вашу жизнь по предназначенному руслу, задумайтесь: смогли бы вас тогда избавить от целеустремлённости, открывшейся вам в познавании этого единственного принципа, всякие обыденные проступки ваши или проступки других, разные заблуждения или блуждания по запретным путям или даже попадание в преисподнюю? Божественна только одна истина. Бог есть истина.
Любовь есть истина. Как только эта истина проявится в сознании твоём, крепко прикрепи себя, свою жизнь к той истине, и пусть всё преходящее быстро проносится незамеченным, потому что та единственная истина откроет путь ко всякой истине, и больше ты не будешь рабом иллюзии.
НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ УПУСКАТЬ ИЗ ВИДУ ОДИН СОВЕРШЕННО НЕПРЕЛОЖНЫЙ ФАКТ
Высшим предназначением всех истинных храмовников (тамплиеров) было и поныне остаётся намерение осуществить приуготовление места для устроения Храма, куда было бы возможно войти незримо Христу, откуда Он мог бы передавать послание, ожидаемое миром с давних времён.
Истинно, иначе невидимым духовным силам некуда было бы войти и негде пребывать. Им пришлось бы находиться среди разных групп людей — недружелюбных, вероломных и безжалостных. Даже и в том случае, если бы нашлась возможность, куда прийти, Он (Христос) не смог бы выполнить ту работу, ради которой пришёл.
Истинно, иначе невидимым духовным силам некуда было бы войти и негде пребывать.
Им пришлось бы находиться среди разных групп людей — недружелюбных, вероломных и безжалостных. Даже и в том случае, если бы нашлась возможность, куда прийти, Он (Христос) не смог бы выполнить ту работу, ради которой пришёл. Самое главное — это, а остальное несущественно.
ПОСЛАНИЕ К ТЕБЕ, ДИТЯ МОЁ!
К ТЕБЕ ВЗЫВАЮ: дитя Моё, под каким бы именем или званием ты ни был известен другим в то время, когда впервые переступил порог этого Храма, лично к тебе обращаюсь Я и утверждаю: ты нужен Мне, ты нужен миру, нужен миллионам, ещё не рожденным, им нужна твоя беззаветная преданность, сострадание, им необходимо служение твое. Обещал ты добросовестно и честно отдавать всё, что от тебя потребуется. Как исполняешь данное тобой торжественное обещание?
Постигнешь ли ты сам каждую открытую тебе грань Учения настолько, чтобы показать дорогу к этому Храму другим, кто жаждет приобщиться к Посланию, которое приношу Я? Или ты просто из этого Послания возьмёшь лишь то, что сможешь усвоить сам в момент его получения?
И затем будешь безучастно, равнодушно взирать, как миллионы твоих собратьев, твоих ближних уводят туда, где гибнет их душа и умирает дух из-за того, что демоны, приняв человеческий облик, растлевают души непросвещённых своими ложными заверениями охранить их от зла и улавливают в свои сети?
Приносишь ли ты пользу там, где нужно? В каждом Моём Послании есть нота, звучащая специально для тебя. Улавливаешь ли ты её?
Или уши твои наглухо запечатаны равнодушием? Не есть ли это признак того, что ты отказываешься исполнить данное тобой слово? Поддерживаешь ли ты словом, мыслью и действием тот Центр Планеты, фундамент которого заложен Высочайшими?
Храм, где могло бы быть всё необходимое для Тех, Кто выше Меня, Кто так же шлёт тебе Послания, как и Я?
Или ты предпочитаешь наносить Храму вред нежеланием отвечать на любой зов, обращённый к тебе? Готов ли ты разделить со Мной награду за добросовестное и святое исполнение долга; разделить радость, которую будут испытывать преданные, когда станут известны плоды их самоотверженного, бескорыстного и усердного служения?
Или ты отступишь назад и будешь стоять в тени, когда придёт Возлюбленный, чтобы спросить, что ты сделал с сокровищами, доверенными тебе на хранение? Дитя Моё, как ответишь ты на эти вопросы?
СМЕРТНЫЕ И БЕССМЕРТНЫЕ
В Древнем Египте в храме Изиды было начертано это непостижимое изречение: «Я есмь всё, что было, есть и вечно будет, и никогда не поднимал завесы Моей ни один смертный». Его сокровенный смысл таков: должны стать БЕССМЕРТНЫМИ смертные, тогда только они постигнут тайну Изиды. Изида — это имя символизирует понятие Вселенской Женской ипостаси Троицы, которое соответствует ДУХУ СВЯТОМУ христиан и ВИШНУ индийской Тримурти (Троицы).
Когда БЕССМЕРТНЫЙ — женщина или мужчина — будет в состоянии осознанно представлять себе явление Изиды и иметь понятие о том, что Изида есть аспект МАТЕРИ МИРА, тогда будет дано людям познать всепроникающую благодать МАТЕРИ МИРА, и только тогда им откроются сокрытые тайны семи планов. Во всём, как в материи, так и в ДУХЕ, Изида есть проявление Вселенского Женского Начала.
Она говорит на всех языках.
Её голос слышится в Божественной Мудрости, Истине, Красоте, Музыке, Любви и Сострадании. Она великая утешительница Её всепроникающая благодать разлита во всей природе. Развивай и расти в себе Клетку Бессмертия, и ты станешь, понимать и познавать таинство явления женского начала Космоса. Ведь Троица в Одном. Иногда Её называют Творцом, Покровителем, Возродителем. Устремляй взор свой в? себя, и ты познаешь тайну Изиды по мере течения времени.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ
Как сияют звёзды в моём царском венце, том венце, который моё пламенное желание выковало из победы над Драконом Иллюзии и усыпало драгоценными каменьями твоей жертвы, так и ты, принц, наследник всех моих безмерных, как Вселенная, сокровищ, воссияешь в тот великий день, когда всё мне принадлежащее придёт ко мне, дабы наслаждаться со мной яствами, возросшими за все прошедшие века из семян, посеянных в теле моём и орошённых моим глубоким состраданием.
Сколь обширно Царство моё, столь же безбрежна любовь, укрывавшая и защищавшая, зачинавшая и порождавшая тебя, сын мой, — пламенная сущность той любви, что одевает тебя, ибо ты ведь не наг, в тканое облачение, плотно облегающее форму твою, — любви, охладить которую не в силах и все воды сумрачных глубин; любви, которая растёт подобно древу жизни, чьи верхние ветви касаются небес, и которая с каждым днём становится всё больше, по мере того как текут века, проведённые тобой в сражении с силами Ада.
И можешь ли ты подвергать сомнению мой замысел и с презрением насмехаться над посланцем моим, когда любое дерево, и цветок, и каждое живое существо безошибочно указует лишь на заботу о тебе, или силиться отыскать какой-то иной путь, дабы достичь покоя и блаженства, которого жаждет душа твоя?
Жгучая печаль, мучительное страдание духа, вздымающееся подобно волнам океана в глубине твоего сердца и срывающее с твоих напряженных уст крик: «Отец мой!» — прокладывает путь и заливает вехи его небесным светом, дабы ничто не послужило тебе помехой, когда оборотишься ты лицом своим ко Мне, а к плотским тварям, что усеивают твой путь и замедляют шаги твои, — спиной. Да, всё это так, и даже более, ибо ты будешь моим венцом, моим Царством и моим ВСЕМ. Узри, Я буду обитать в тебе, как ты во Мне, когда взойдёт заря того нового дня.
Я СТОЮ И ЖДУ
Смотри! мой возлюбленный, я стою у ворот и жду. Жду, хотя подламываются мои колени, низко гнётся спина под бременем тяжкой ноши, что Я должен нести, как бы ни был изнурён. Жду, пока ворота не захлопнутся и засов не замкнётся, чтоб никогда уже не пропустить некое утомлённое дитя, которое, уступив моим страстным мольбам, вступило на Путь, ведущий к вершине преображения. Мои протянутые руки обречены всегда мешать стражу порога, дабы не захлопнул он двери прежде, чем порог будет преодолён тобой, и не оставил лишь разрубленные части твои по обе стороны ворот.
Разве не в состоянии ты принести мне миро для помазания, облегчение для моих напряжённых мышц и платок, дабы отереть кровавый пот с лица моего? Сам принеси их из дальней страны. Я же не могу вступить в ближнюю страну, чтобы освободить моё собственное «Я», пока ты не прошёл через врата, ибо сетью немощи своей привязал ты меня к их опорам. И молю Я не об освобождении, а о том лишь, чтоб принёс ты Мне платок и миро — сам их принёс.
ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ ПОЗНАТЬ БОГА?
Хочешь ли ты, в самом деле, познать Бога, а, познавая Его, навсегда избавиться от парализующего страха, навязчивого желания или малодушных попыток снискать милость Неведомого? У человека есть всего лишь один способ познать Бога. Я научу тебя, если ты послушаешь и прислушаешься. Обдумывайте беспристрастно, мужественно, почтительно и самозабвенно каждый добрый, любовный, справедливый и сострадательный порыв, побуждающий вас к поступку подобного же характера. Связывайте каждый порыв с величием Божества как с причиной этого устремления, а не следствием, как вы склонны поступать ныне.
Не путайте порыв с поступком, который следует за ним. Ищите истинные, прекрасные, обусловленные любовью причины порывов, побуждающих вас к действию, и тогда вы поймёте, что таких порывов столько, сколько листьев на космическом древе.
И каждый из них — это тропинка от Сердца Бога к вам, чтобы вы смогли найти обратную дорогу. Смертный может твёрдо знать только то, что познаёт на практике, когда его порывы создают движущую силу, посредством которой он исследует на собственном опыте конечные результаты соответствующих поступков. Взад и вперёд, от Бога к человеку и от человека к Богу устремляются линии жизни, и человек должен искать Бога по этим линиям, начертанным Беспредельным, если он хочет познать Бога.