Один из трёх
По возвращению Е.П.Б. в январе 1875 г. в Нью-Йорк из Читтендена Олькотт по её просьбе представил ей своего друга, ирландца, молодого адвоката. Её сближение с Уильямом Джаджем — а это был он — произошло очень легко и быстро переросло в крепкую дружбу. Общий язык был найден сразу — Джадж уже давно интересовался философией сокровенной стороны природы, но не был "влюблен в духов", и с первого же момента знакомства с Е.П.Б. ощутил их внутреннюю близость. Когда было основано Теософическое Общество, Г.С.Олькотт был назначен Президентом, Джадж — Советником-Адвокатом, а Е.П.Б., возглавлявшая список Друзей Общества, избрала скромный титул Секретаря корреспондента. Джадж, как и Олькотт, был свидетелем многочисленных демонстраций оккультных сил Е.П.Б., производимых для иллюстрации некоторых принципов и положений, в которых они наставлялись.
Её целью при этом было показать различия между полностью контролируемыми силами адепта и неподвластными воле чудесами, производимыми медиумами в спиритическом трансе. Позднейшие работы Джаджа показывают плоды этого обучения, ибо он обсуждает оккультные предметы, как знающий их из личного опыта — качество, так недостающее большинству теософических авторов. Годами позже он говорил об этих "изумительных праздниках магии, коих был свидетелем при свете дня или мерцании ламп с 1875 по 1878 г.г."
Все последующие годы Джадж отвечал за теософическую работу в Америке.
После отбытия Е.П.Б. и Г.С. Олькотта в Индию в 1878 г. для теософии в Америке наступили трудные времена. Отчасти это было связано с отсутствием сильной и вдохновляющей личности Основательницы; отчасти — с неудовлетворенностью "психических исследователей", убедившихся, что Общество более не намерено быть "Клубом Чудес". Много времени и сил отнимала борьба с нуждой; содержание семьи — жены и ребенка — требовала больших усилий на профессиональном поприще; кроме того, по адвокатским делам Джаджу приходилось часто и надолго покидать страну. Временами трудности были весьма значительны, и для оплаты почтовых услуг за письма к спрашивающим Джадж экономил на транспортных расходах, проходя иногда пешком многие мили.
Со времени отъезда руководства Т.О. в Индию Джадж поддерживал регулярную переписку с Олькоттом и другими, однако Е.П.Б. в течение нескольких месяцев игнорировала его.
Она не отвечала на его письма и предоставила ему самому найти собственный путь. Вначале он глубоко страдал от видимого пренебрежения со стороны своего друга и учителя; но вскоре осознал, что "это великое одиночество" было частью обучения чела и подлинной, хотя и суровой, активизацией его внутренних духовных сил. Е.П.Б. хорошо знала, что делала; и лишь по прошествии нескольких лет она призналась ему в знании его истинного духовного статуса.
Несколько лет спустя, когда финансовое положение Джаджа немного стабилизировалось, он стал способен отдавать все свое внимание теософической работе; и тогда благодаря его организаторскому таланту и, самое главное, общепризнанному уникальному сочетанию практического здравого смысла и духовной мудрости, отделения Т.О. быстро распространились по Америке от побережья до побережья.
В ранней попытке Джаджа создать активный центр в Нью-Йорке проявилась преодолевающая все препятствия сила его воли. Он снимал комнату для публичных собраний, вначале мало посещаемую; иногда он был единственным присутствующим. Но независимо от наличия или отсутствия слушателей, он читал вслух фрагменты из Бхагавадгиты, давал выступление на объявленную тему. И постепенно помощники пришли. В конце 1883 г. Нью-Йоркское общество было преобразовано в известную и важную "Арийскую Теософическую Ложу"; Джадж был избран её Президентом.
Вскоре Ложа стала сердцем теософической работы в Америке.
На её первом собрании присутствующим был представлен характерной внешности индус, чье имя не было зафиксировано; после слов о том, что настало время для активной работы, он зачитал отрывок из Махабхараты, и затем, вручив рукописный экземпляр Бхагавад-Гиты, незаметно удалился.
Позднее Г.С. Олькотт сказал, что Америка "была почти что кладбищем Теософии, когда Джадж почувствовал то, что можно назвать "божественным призванием" посвятить себя работе, собрать и продолжить разбросанные и растерянные нами нити. Результат показал, что может сделать один человек, всецело преданный своему делу".
В 1884 г. Джадж отправился в Индию для временного исполнения обязанностей Президента ввиду отъезда руководителей Теософического общества в Европу, по пути остановившись в Париже, где тогда находилась Е.П.Б. Присутствие преданного друга и ученика ободрило её в трудный период, и, кроме того,
Джадж смог оказать Е.П.Б. ценную помощь в подготовке
"Тайной Доктрины"; она даже просила его написать некоторые материалы для нее.
Он прибыл в Адьяр в нужный момент и оказал существенную помощь Обществу в деле разоблачения известных интриг четы Куломбов против Е.П.Б.
В 1886 г. "Арийская Теософическая Ложа" была преобразована в Американское Отделение Т.О.;
Джадж стал его Генеральным секретарем. Вскоре под его руководством оно сделалось настолько процветающим,
что смогло оказывать очень нужную материальную поддержку остальной части Общества.